У каждого фермера, работающего в зоне рискованного земледелия, случаются неурожаи. Ридли Скотта, чье поле — кинематограф, они преследуют уже пять лет. Последний удачный плод его деятельности, «Робин Гуд», случился в 2010 году. Три его последних продукта: «Прометей», «Советник», «Исход: цари и боги» не угодили ни массовому потребителю, ни воронам-критикам. Начало казаться, что талант Ридли уже увял. Но в 2013 году на его горизонте наконец-то появилась новая богатая почва для освоения — экранизация научно-фантастического романа Энди Уира «Марсианин». Восьмого октября фильм вышел в российский прокат, и теперь каждый может узнать, насколько хорошо ему удалось ее освоить. Тем же, кто в кино не собирается, посвящается этот обзор.

Все вышенаписанные садовые метафоры использованы мной неспроста. Фильм представляет собой историю оставленного на Марсе ботаника Марка Уотни. Главной его проблемой сразу же становится выживание, в первую очередь, борьба за пропитание. Но с этой задачей герой расправляется быстро: благодаря своей смекалке и достижениям научно-технического прогресса он создает импровизированную «теплицу» и начинает выращивать в ней картошку. После того, как огород налажен, следующей проблемой для него становится связь. Что мы делаем, когда у нас не ловит телефон? Правильно, выдвигаемся на возвышенность или открытое пространство поближе к антенне, то же делает и Марк. Бытовая сообразительность плюс знание точных наук на уровне школы решают все ситуации, встающие перед нашим ботаником на Марсе.

Но Марк не единственный герой картины. Есть еще бросившая его команда, которая возвращается на Землю, большую часть ленты даже не подозревая о том, что Уотни остался жив. Также существует NASA, которое, немного посомневавшись вначале, весь оставшийся фильм из кожи вон лезет, чтобы спасти одинокого космонавта. И все они какие-то через чур приятные, самоотверженные и преданные, что даже приторно становится. То есть они вроде как переругиваются между собой, даже допускают какие-то ошибки, но при этом никак не трогают. Кто-то говорил, что в «Эвересте» у героев нет мотивации, вот в «Марсианине» она есть, но какая-то уж слишком простая — мы потеряли рядового Уотни, мы должны его спасти.

Усугубляется это тем, что принципиально поведение второстепенных героев не отличается от жизни Марка. Одни строят космический аппарат, другой теплицу: что на Земле, что на Марсе торжествуют жизнеутверждающий задор, легкость и оптимизм. Там, где в «Интерстелларе» были высокопарные диалоги, здесь дружеские подколки, усмешки и брань, транслируемая на весь мир. Я смеялся больше всех в зале, но даже мне не удается назвать этот фильм смешной комедией. При этом сказать, что сработал эффект завышенных ожиданий, я не могу. Скорее подвел дубляж, из которого вырезали весь мат, а вслед за ним и комичность его использования космонавтами, предстающими в других фильмах суровыми национальными героями без страха и упрека.

Эти две, казалось бы, невинные и даже положительные особенности для меня стали причиной осложнений в восприятии фильма. Герои «Марсианина» сами относятся столь непринуждённо к происходящему и справляются с ним так легко, что для меня волноваться за них в какой-то момент стало бессмысленно. В фильме недостаточно надрыва, какого-то вызова для столь экстремальной ситуации. Даже эпизод с распятием, которое Марк использует для разжигания огня, не несет провокации. Он лишь немного стружки сострагивает с него, после чего извиняется. О каком-то бунте или обиде на бога тут и речи не идет. Прошу прощения, дальше будет спойлер! Но неужели кто-то всерьез считает, что можно посветить целый фильм человеку, выживающему на Марсе в одиночестве и погибающему в конце? Не думаю, что большую часть аудитории могла устроить такая концовка. В итоге просмотр «Марсианина» сводится к ожиданию очередного препятствия на пути возвращения Марка на Землю и его ответной хитрости, дабы устранить преграду.

Все отыгрывают хорошо, однако продемонстрировать что-то выдающееся, вроде перформанса МакКонахи из Интерстеллара, им не дают.

 

Марс при этом выступает не только как недружелюбная и не располагающая к посадкам корнеплодов среда обитания, но и живописнейшая декорация на фоне которой разворачивается действие. Местные красоты хоть и не блистают изобилием, как сады Семирамиды, но впечатляют своим гордым и суровым величием. Вероятно, фильм представляет одно из лучших воплощений красной планеты в истории кино. Не удивлюсь, если Марс, спроектированный на экране Ридли Скоттом, окажется прекрасней Марса настоящего. Ближе к концу также есть сцена в космосе, напоминающая о великолепной Гравитации, но соотносящаяся с ней, как сбор кабачка с грядки и курбан-байрам.

Ридли Скотт снял хороший фильм, но он рассказывает скорее не о марсианском Робинзоне Крузо, а о садоводе, которого забыли на все лето на даче. Это никак не повод унывать, но и не причина сопереживать герою. Да, все что он делает впервые в истории человечества, но аналогичным выживанием пусть и в немного других условиях занимается половина населения России без претензии на героизм.

ОбзорPartyHard

И даже так, я был бы рад назвать «Марсианина» шедевром. Мне очень нравится завязка и общая концепция торжества науки над природой, но на деле это слишком простое и прямолинейное кино, пусть и безукоризненно сделанное.

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или кликните сюда, чтобы сообщить нам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.