На самом деле, всё плохо и это конец, но это хорошо. Но и плохо, потому что, возможно, ещё не конец и кто-то да приютит у себя творение безумного фикрайтера Фуллера. Или не приютит и это плохо. Я запуталась, Беделия, налей-ка нам немного винишка.

Внимание! Если вы не посмотрели 3.13 сезона и ещё не тонете в пучине Атлантического океана страданий после просмотра, то эта статья пока не для вас.

Разобраться в рамках одной статьи со всем тем, что произошло в сезоне, практически невозможно. Именно в случае этого сериала нужна целая серия статей, которая, наверняка, даже обошлась бы без занудных поисков глубинного смысла и притягивания за уши невидимых отсылок. В «Ганнибале» всё практически лежит на поверхности, просто этого всего так много, что проще ни в чём не разбираться, назвать сезон занудным и порадоваться, что его почти вовремя закрыли, не успев воплотить в жизнь страшный семилетний план Фуллера. Однако так думают далеко не все, и довольно большая часть фандома прямо сейчас страдальчески переживает финал сезона, радуется, что всё закончилось и закончилось именно так, но в тайне надеется на новый сезон, мысленно посылая горестное «пошто?!» каналу NBC.

А теперь всё же о том, почему этот сезон нельзя считать провальным и почему сериал называется «Ганнибал», а не «Страдания Уилла Грэма».

Для того, чтобы лучше понимать все задумки создателей сериала и видеть логику в поступках персонажей и поворотах сюжета, почти необходимо знать основную фандомную кухню и разбираться в том, что вообще из себя представляет фанфикшн. Это нужно потому, что Фуллер — это очень типичный фикрайтер, пришедший к успеху, экранизировав своё творение. Успешней него только, пожалуй, Моффат и Гэтисс, не сорвавшиеся ещё в воды Атлантики исключительно благодаря длинным перерывам между сезонами «Шерлока» и давно переступившим точку возврата фанатам «Доктора Кто». Никто не удивится, если когда-нибудь выяснится, что кто-нибудь из этой троицы выкладывает свои фанфики в архиве AO3, основанные на вырезанных и ещё не слитых публике сценах. И, если принимать во внимание слова Фуллера «It was my fan fiction», то третий сезон нужно рассматривать не как сериал в обычном его понимании, а как виртуозное фанатское произведение, основанное на книгах Томаса Харриса и фильмах Джонатана Демме и Ридли Скотта.

Все мы знаем, что есть книги, которые невозможно понять, если торопиться и читать, не вдумываясь в смысл слов. Это могут быть даже не тяжелые философские трактаты, а просто художественные тексты, тонко скрывающие свою суть между строк. И для того, чтобы эту суть уловить, нужно останавливаться после каждого предложения, обдумывать его, смаковать и, возможно, перечитывать. Так и с третьим сезоном «Ганнибала», с каждым его кадром, с каждым его словом. Слишком многое не сказано, но зато потрясающе визуализировано, что не позволяет смотреть серии так, как смотрятся другие сериалы — бегло, отвлекаясь на домашние дела или на вкладку с вконтактом. То, как синхронно Уилл, одетый в чёрное, и Ганнибал в светлой тюремной одежде идут вдоль стекла, как пылает чучело оленя в доме Долархайда. Множество таких деталей очень просто упустить, не обращая на них внимания, но если всё это замечать, если останавливаться и анализировать, то можно собрать для себя собственный хэдканон, который при каждом следующем пересмотре может прочитываться по-разному, но при этом всё равно будет верным. В этом кроется неоценённая заслуга Фуллера — он смог создать такое произведение, при изучении которого ни у одного читателя не возникнет неправильного мнения. Всё их многообразие верно и уникально, будь это даже мысль о том, что сериал слит, или о том, что Уилл хотел за что-то мстить Ганнибалу. Думаете так? Окей, сегодня ваши фломастеры на вкус такие. Но завтра всё может сильно измениться.

Да, этот сезон сильно отличался от двух предыдущих, но глупо говорить, что он был хуже или лучше, он был просто совершенно другим. Дух первых двух сезонов насквозь пронизан запахом стерильности и атмосферой выхолощенного постмодернизма. Он настолько современен, чист и будто бы идеален, что порой во время просмотра мерещился запах, который обычно бывает в медицинских помещениях. Но третий сезон — это чистое искусство в традиционном его понимании. Это ренессанс со всем его изяществом мысли, рисунка и с улицами Флоренции, по которым ходил Ганнибал и искал вдохновение. И на этот раз запах металла и антисептика сменился тонким ароматом коллекционного вина и пылью старых книг.
Первые серии некоторые считают разгонкой сезона, но это не совсем так. Продолжая аналогию с книгой, эти серии можно сравнить с подробными описаниями, сплошным текстом занимающими несколько страниц. Их почти всегда хочется скорее перелистнуть, чтобы добраться до основного сюжета и экшена. Но чем больше серьёзных книг мы читаем, чем дальше отходим от историй о мальчиках-волшебниках, тем яснее осознаём, что такие описания — это не занудные простыни из слов, а весьма важные части всей книги, без которых невозможно в полной мере понять, что она из себя представляет. В длинных описаниях содержится всё: особый стиль писателя, изящество словесных приёмов и богатство метафор, а также то, что задаёт тон всему произведению — общая атмосфера истории. Именно всем этим и наполнены первые и все последующие серии третьего сезона. Со всеми описаниями, тонким психологизмом, отсылками к классике и с постоянными танцами на всевозможных гранях этот сезон стал настоящим произведением искусства. В некоторых фандомах редко, но всё же встречаются авторы, тексты которых во многом превосходят канон, и, на мой взгляд, Фуллеру удалось стать одним из таких авторов.

После финала-мясорубки второго сезона многие фанаты стенали и возмущались тем, как много страданий выпало на долю Уилла Грэма. А когда прошёл слух о том, что, возможно, его персонаж не вернётся в сериал, фанатскому горю не было предела. Действительно, в некоторые моменты казалось, что история посвящена не Ганнибалу, а Уиллу со всеми его страданиями, собаками и оленями. Но сериал всё же назван в честь доктора Лектера и третий сезон очень хорошо показал и рассказал, почему так много внимания уделялось почти второстепенным героям. Особенно потрясающе с этим справилась финальная серия. Мы видели Беделию, которая настолько сильно хотела быть частью Ганнибала, так фанатично была ему предана, что буквально приготовила себя для него. Возможно, конечно, автор этого блюда сам доктор Лектер, однако, это не опровергает тот факт, что Беделия добровольно была на всё готова ради него. Отлично был показан Кроуфорд и его медленное преображение. И, если Уилл изменялся потому, что это было его сутью, то для Джека такое изменение в сторону Ганнибала было просто удобным. Он оправдывал себя тем, что каждый раз, переступая какую-то черту, он просто двигал её вперёд, расширяя собственные рамки дозволенного. Чуть более честно поступала Алана, похожая на Ганнибала гораздо меньше, чем ей бы этого хотелось. И честнее всех оказался, конечно, Уилл, похожий на Ганнибала больше, чем того хотели все. Все они — Ганнибал, его блюда и его палачи. Похожие на него, стремящиеся к нему и ненавидящие его. Каждое из этих чувств толкало их на то, чтобы изменить себя, тем самым приблизив к доктору Лектеру.

И именно за этими изменениями, метаниями от черты к черте, за принятиями и отторжениями было так интересно следить на протяжении всего сезона. Он получился не об одном гениальном психопате, а о том, насколько каждый может быть на него похож. Уже известно, что, как только у Фуллера и компании появится возможность, сериал вернётся, а с ним вернутся и все основные персонажи. Однако мне кажется, что лучшего финала, такого невыразимо тоскливого и от этого настолько правильного, для всей этой невероятной истории быть уже не может.

И всё же, пошто, NBC?

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или кликните сюда, чтобы сообщить нам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.