Забыть Уэйворд Пайнс

Я люблю антиутопии и постапокалипсисы. Мне нравятся истории с тайнами или мистикой. Я с интересом смотрю фильмы про эксперименты над человеческой натурой. И именно поэтому мне не понравился сериал «Уэйворд Пайнс» (переведенный у нас как «Сосны»). Сериал, который получил неплохие оценки и у зрителей, и у критиков. Сериал, который компания Fox, еще до выхода подавала как зрелище для фанатов «Твин Пикс» от мастера мистического триллера М. Найта Шьямалана. Однако то, что я посмотрел, в лучшем случае заслуживает называться третьесортным сериалом, на который не стоит тратить время. Не люблю писать о том, что не нравится, но в данном случае — надо.

Сериал называется так же как городок. На этом портретные сходства с «Твин Пикс» заканчиваются.

Конечно, шоураннер сериала по большей части воспользовался участием Шьямалана в рекламных целях. Хотя нетрудно заметить много общего между сериалом и фильмами последнего. В 2000-е Найт снимал фильмы, которые запомнились прежде всего сюжетными ходами, переворачивавшими все с ног на голову. Вскоре многим приелся этот прием. По моему скромному мнению, Шьямалан никогда не был стоящим режиссером, и поэтому вполне закономерно, что в последние годы он упорно борется за «Золотую малину» и испытывает проблемы с финансированием. И да простят меня любители «Шестого чувства» и «Таинственного леса» — уж пусть он больше ничего не снимает. Отдайте лучше деньги Ричарду Келли.

Сериал «Сосны» идет тем же путем – много сюжетных поворотов и неоправданные претензии. Если коротко: «Сосны» — это бессмысленный мэш-ап из десятков удачных фильмов. Идеи надерганы из «Твин Пикс», «Шоу Трумана», «Судной ночи», «Эксперимента», «Матрицы», «Таинственного леса», «Обитель Зла» и множества других. В одну историю затолкали амбициозного ученого, мутировавших людей, городок с тотальной слежкой, публичные казни, крах цивилизации, психологические эксперименты над людьми. А в итоге – так себе. Фильм не удивляет, и ничего нового в жанр антиутопии не вносит. Может быть, американцев, которые разглядели в этом сериале свое запуганное риторикой безопасности общество, как-то и зацепило. Меня – нет. И в первую очередь не потому что неоригинально, а потому что сделано плохо. Очень плохо.

Осознание того, насколько все плохо, нарастало с каждой серией. Сперва «Уэйворд Пайнс» похож на компьютерную игру (что-то в духе Alan Wake)– хочется понять, как устроен этот странный город, в чем заключается квест героя. Но упорно мешают две вещи. Первая – нереалистичность деталей, вторая – сюжетные повороты, убивающие всякую загадку. Ощущение видеоигры вскоре сменяется чувством, что смотришь унылое реалити-шоу в духе «Большого Брата», а потом и вовсе – боевик класса В. Ну предположим, сценаристы старались (Ох, лучше бы они этого не делали). Заметно их желание поразить всех глубиной рефлексии и закрученным сюжетом. Но что, черт побери, с режиссурой? Где она? Где хотя бы имитация монтажа, где попытки сказать что-то с помощью видеоряда? Вместо этого новые герои входят в кадр, тут же объясняют себя или делают что-то самоочевидное – это равноценно выходу с крупными надписями на груди (например, «Я – гад»). Нет у героев и развития. За все 10 серий свое поведение меняет только один персонаж – сестра Пилчера, причем сразу на 180 градусов и без всяких на то причин. Из злобной мегеры она вдруг превращается в старушку-одуванчик с проповедью гуманизма. Тут даже почтальон Печкин даст 100 очков вперед по мотивированности со своим «Я почему раньше злым был, потому что у меня велосипеда не было». Честно говоря, это стало для меня открытием – факт, что можно снять целый сезон, где у героев начисто отсутствует адекватная мотивация. Видимо в будущее отбирали наиболее тупых и невменяемых. Как и в команду по созданию сериала.

Скучно в маленьком городке без газет, радио и телевидения. Одно развлечение — убивать.

Все выглядит столь же убого сколь и вступительная заставка сериала, показывающая макет города. Сценаристы и актеры должны были оживить этот макет (удачными деталями, кадрами, эмоциями, убедительными фразами), но вместо этого понадеялись на то, что сплагиаченные идеи сами вытянут. И как людям, настолько не смыслящим в психологии, дают снимать сериалы? При этом именно на психологию делается упор в сюжете. Авторы видимо были уверены, что, прочитав в глянцевом журнале про эксперименты Милгрэма, Зимбардо и Аша, они все поняли про поведение людей в группе. На этом зыбком основании делается далеко идущее умозаключение: «правда убьет людей». Однако в отличие от фантазий авторов, в реальности этот тезис никак не подтверждается.

Этот сериал открыл еще одну вещь для меня: сюжет, идеи и все прочее важно, но только при условии, что хоть одно лицо на экране вызывает симпатию. Взять для контраста сериал «Оставленные» — отличный постапокалипсис с драматургией, атмосферой и привлекательными героями. Да любую чушь можно смотреть целый сезон с такими актерами. «Сосны» — это испытание, потому что когнитивный интерес говорит тебе «досмотри», а чувства противятся еще одной 40-минутке с неинтересными, несимпатичными и не умеющими играть физиономиями. В первых сериях актеры еще пытаются играть, даже Дилон, который выглядит так словно перед дублем получил мешком по голове из-за угла. Может поэтому время от времени ждешь, что все увиденное окажется алкогольным делирием спец.агента Итона Берга. В середине сериала все жутко переигрывают или просто недоуменно смотрят в камеру. Как итог – никого не жалко.

Вот так выглядит человек, открывший холодильник и забывший зачем.

И особенно неинтересны шаблонные страдания шаблонного спец.агента, который рассуждает как школьник – «всех спасти», «никто больше не умрет». Кстати, когда режиссеры уже поймут, что никого не трогает история о том, как герой не смог спасти людей, потому что выполнил приказ – что у него были варианты? ослушаться приказа и отправиться за решетку? Не спорю в реальности дилемма между безопасностью и знанием правды порой стоит очень остро, но в фильме у нее явный привкус чего-то высосанного из пальца. Поэтому, когда в финале шериф предлагает решение проблем города, то уже и не смешно. Мы снова видим попытку усидеть на двух стульях: главный герой выступает и за свободу, и за правду, и за безопасность. В итоге жители города теряют все и сразу.

Последнее – пожалуй, единственная серьезная проблема, которую ставит сериал. С одной стороны, карикатурный гений, желающий все контролировать ради безопасности человечества, с другой, кучка ювенильных переростков, понимающих свободу как потакание своим «хотелкам». Как это ни грустно, но в реальности мы видим то же самое. Антиутопия уже наступила, потому что современная демократия все чаще напоминает подобный клинч между теми, кто считает, что большинству не положено все знать и большинством, которое хочет знать, но ничем не платя за это.

В конечном счете, у авторов был финал – последний аккорд, который мог многое изменить. Меня бы устроило чтобы все погибли, потому что в таком финале появилась бы хоть какая-то назидательность. Например, мысль о том, что если люди не изменятся (уже сегодня не начнут что-то с этим делать), то ни второй, ни двадцать второй шанс ничего не дадут. История о том, как человечество само себя погубило, даже чудом избежав апокалипсиса, позволила бы некоторым зрителям иначе взглянуть на свой ежедневный конформизм. Но нет, вместо этого вам покажут очередной сюжетный поворот (без всяких пояснений что и как произошло) и клифхэнгер на второй сезон. И до чего же хорошо, что его не будет. Потому что единственное чего хочется после просмотра данного сериала, так это забыть о его существовании.

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или кликните сюда, чтобы сообщить нам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.