Этот текст мог бы ограничиться лишь перечислением полезных текстов и ссылок. В самом деле преамбула в духе «Зачем нам нужны грамотность и знание риторики?» кажется совершенно излишней, но и не сказать об этом нельзя.

С одной стороны, значимость грамотности – самоочевидна. К тому же за годы учебы каждый наслушался пространных фраз о том, сколь недостойно не знать родного языка. Однако с другой стороны, «воз и ныне там» — то, что многие учащиеся не нашли в себе сил и желания сделать свой стиль речи/письма лучше, говорит о нехватке понимания (а отнюдь не времени или возможностей). В этой теме очевидных вещей не бывает, а потому порой даже авторы хорошего курса или самоучителя не могут своим введением подобрать правильные слова, действительно убеждающие в важности такого обучения.

Не уверен, что это хорошо получится и у меня, но все же скажу пару слов со стороны философии. Философ работает с мышлением и с помощью мышления, а потому вопрос об изменении его качества представляется отнюдь не праздным. Между мышлением и языком обнаруживается тесная и очень сложная связь (о которой, впрочем, философы спорят до сих пор). С чуть более упрощенной позиции философской педагогики можно зафиксировать, что опыт мышления практически не существует или не существенен без опыта чтения и изложения (как устного, так и письменного). Иными словами, качество мышления не оценивается по внутреннему самоощущению: при опьянении людям часто кажется, что они гении, хотя изрекают банальности. Качество видно только в прямых (текст, речь) или косвенных (действие, оценка) продуктах этого мышления. И здесь как раз и возникает два рода недопониманий, которые позволяют оправдывать низкую компетенцию в способах выражения.

Во-первых, по умолчанию считается, что ценность текста определяют содержащиеся в ней мысли. Как будто бы действительно одни идеи отличаются глубиной, а другие нет. И как будто бы действительно текст – лишь контейнер для мысли, слабо влияющий на содержимое. И то, и другое по меркам современной философии ужасная пошлость: скверные метафоры, ставшие клише и затемняющие слишком важные аспекты реального устройства вещей. Меж тем ценность высказывания/текста находится прежде всего в соотношении между его причиной (что хотел сказать? почему? с какой целью?) и эффектами, которые он производит. Именно поэтому с формальной точки зрения главная задача текста – это не описание идей, а убеждение. Речь, не стремящаяся быть убедительной, имеет право на существование, но стоит четко понимать – она желает слишком многого, практически невозможного, а именно, абсолютно верного, увлеченного до подобострастия слушателя, который хочет и может вслушиваться, дабы расшифровывать сказанное. В любом другом случае убеждение – ваша задача и ваше бремя (по аналогии с «бременем доказывающего»: кто говорит, тот и должен работать над убедительностью сказанного). И в реализации этой задачи издревле помогают:

риторика (образность, выразительность и эмоциональность речи);

лексика (словарный запас и точное словоупотребление);

грамотность (орфографические нормы и пунктуация – это не только предотвращение ошибок, но и еще форма воздействия на адресата).

Во-вторых, даже в наше время миф о врожденной грамотности (или приобретенной в раннем возрасте от образованного окружения) царит в большинстве голов. На фоне данных эмпирических наук и повседневного опыта подобная конструкция выживает лишь благодаря современной идеологии быстрого успеха. Все хотят чудесных изменений, в то время как качество речи, письма и мысли меняется годами и только при наличии практики. Да, было бы круто импортировать новые установки в голову напрямую, но пока человечество знает лишь слово и наглядные примеры, а это то же самое, что загружать современные файлы в устаревший компьютер с помощью флоппи-диска. Как однажды выразился один отечественный философ: человек с текстом – это собака, все время ходящая на задних лапах. Увы, ничего лучше мозга для этих целей у нас нет. Поэтому у каждого есть выбор: либо довольствоваться тем уровнем текстовой компетенции, что уже есть, либо работать дальше. Достижения при наличии усилий будут всенепременно, хотя и не сразу. В конце концов самообучение – это трудно, т.к. требует дисциплины и мотивации, но для взрослого человека других альтернатив по сути не остается.

Поэтому если предельно просто отвечать на зачем-вопросы, то получится следующее.

Умение писать ясно, четко и убедительно – это основной способ точно так же мыслить, т.е. ясно и со смыслом, который могут разделить другие. Кроме того, пишущий всегда лучше поймет чужой текст, т.к. знает проблемы, с которыми сталкивался автор. И наконец, яркий и умный текст – это еще и творчество, подлинное самовыражение (тот, кто познал это, уже вряд ли откажется от удовольствий, которые приносит творчество).

Знание теории и практики аргументации – это то, что делает вас философом, особенно в глазах других. И это то, что превращает потраченное на дискуссии и споры время – во время, потраченное с пользой. Правильно аргументируя, вы также подаете другим хороший пример (и возможно, если вы верите в теорию малых дел, тем самым улучшаете общество).

Овладение навыками риторики и ораторского искусства – это не только отличная возможность донести свои мысли до других, но еще и форма изучения людей (их психологии, культуры). Риторика – это живая мысль, провоцирующая встречи, диалоги и разрывы, поэтому она особенно ценна неожиданными поворотами мысли.

И вдобавок ко всему вышесказанному постоянная практика и шлифовка своих мыслей и слов – это самопознание и самоконструирование. А кто вы есть и кем вам стать – решаете только вы.


Полезные сайты (список будет дополняться и уточняться):

Несколько простых уроков как писать живо, без сложных конструкции и канцеляризмов: http://writers.smartia.me/passive

Введение в тему и набор полезных отсылок и ссылок: https://newtonew.com/overview/good-text-howto

Самый полный самоучитель о том, как сделать свой стиль лучше: Рой Питер Кларк «50 приёмов письма» (https://new.vk.com/doc9224446_277162449)

И еще несколько известных книг, которые помогут вам лучше писать:

  • Уильям Зинсер «Как писать хорошо»
  • Корней Чуковский «Высокое искусство»
  • Хиллари Реттиг «Писать профессионально»
  • Рэй Бредберри «Дзен в искусстве написания книг»
  • Александр Левитас «Ошибки словоупотребления» (курс лекций)

Основные ошибки аргументации: http://warrax.net/46_47/errors.html

Три главных правила убеждения (на примерах): http://www.elitarium.ru/ubezhdenije_argumentacija_primer/

Простой онлайн-редактор (заточен под рекламные тексты, но для частичной корректировки других текстов, особенно в сети, сгодится): https://glvrd.ru/

Проверка орфографии и благозвучия (для больших текстов требуется подписка): http://orfogrammka.ru/

Базовый курс по риторике: https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/

Помощь в обучении ораторскому искусству: http://www.orator.ru/archiv.html

Простые (и почти всегда игнорируемые) советы по созданию презентации: http://texterra.ru/blog/kak-sozdavat-uboynye-prezentatsii-i-uspeshno-vystupat-pered-auditoriey.html

Составление ментальных карт: http://www.stimul.biz/ru/ru/lib/articles/rules2/

Интересные курсы о языке и речи можно найти здесь: http://universarium.org/ и здесь: https://openedu.ru/

Наиболее полный курс, рассматривающий все нюансы письма, academic writing, визуальной риторики и многого другого (на английском): https://owl.english.purdue.edu/owl/

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или кликните сюда, чтобы сообщить нам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.