Одна из самых болезненных тем для многих гуманитариев — это трудоустройство. Проблему обычно рисуют слишком утрировано: дескать, то, чему учили никому не нужно, и более того, нигде не применимо (а в еще более резкой форме «гуманитарий» — это нарицательное имя для тех, кто ничего не умеет). И все же ситуация отнюдь не настолько безысходная.

Конечно, реалистичный взгляд на вещи — не для хрупких натур. С самого начала стоит понимать, что рынок труда не ждет вас с распростертыми объятиями, более того, в большинстве случаев понимание философской специальности у рекрутеров/HR-ов близко к нулю. Поэтому нужно быть готовым к тому, что свои таланты и умения придется объяснять и доказывать по сотне раз, причем самым доступным языком. К счастью современный рынок это позволяет: сегодня важно, как вы ведете переговоры с работодателем/отборщиком, а не что записано у вас в дипломе. Однако эта самоочевидная сложность обычно дополняется тем, что и сам соискатель (имеющий философское образование) с трудом способен артикулировать свои профессиональные навыки. По-хорошему еще в процессе обучения необходимо четко понимать, чему именно можно здесь научиться, чтобы целенаправленно получать знания и опыт в данном направлении. Поэтому далее будет сказано несколько слов о том, чему может научиться человек на философском и в какой профессии это применить. Само собой, данный список не претендует ни на полноту, ни на обязательность.

Обратите внимание
Каждый философский факультет – это своя традиция и свой уникальный коллектив, поэтому в плане знаний и умений, которые они дают, различия между факультетами могут быть громадные (как и различия внутри одного факультета, в зависимости от того, с кем больше общается студент).

Философия, вопреки стереотипам, в своей развитой форме – всегда практична (см. Приложение 2). Поэтому прежде чем адресовать претензии к философскому образованию, всегда следует разобраться с другими, более очевидными причинами: нехватка опыта и понимания, нехватка мотивации, нежелание бороться и конкурировать, нереалистичные ожидания и деструктивные предрассудки [некоторые из этих проблем рассмотрены в других блоках нашего курса].

Текст будет разбит на два блока: один посвящен навыкам, которые философское образование может помочь приобрести/выработать, второй – профессиям (в самом широком смысле), на которые может обоснованно претендовать усердный выпускник философского.

Навыки (которые может дать философское образование).

Если коротко сформулировать, то под навыком в отечественной образовательной системе понималось умение, подкрепленное опытом и в пределе доведенное до совершенства или автоматизма. В целом идея отличать потенциальную способность сделать (умение) от реализованной и подкрепленной успешными результатами (навык) действительно полезна. Как по мне система ЗУН (знания-умения-навыки) намного яснее и понятнее, чем современные «компетенции», т.к. интуитивно любому понятно различие между «я знаю, что это», «я учился/умею это делать» и «я делал это (навык есть)». Все-таки вузы в большей степени дают знания и умения, а для формирования навыка нужны дополнительные усилия – т.е. поиск внутри университета и вне его ситуаций для «прокачки» своего умения.

Специфика же философского знания такова, что прямых практических применений оно обычно не предлагает, но косвенно может быть реализовано в широком спектре сфер и вопросов. Поэтому некоторый список из таких умений/навыков, востребованных современным рынком труда – это в то же время конкретизация тех областей, в которых можно оттачивать или применять свои «философские» навыки. Собственно, по большому счету без этой применимости/реализации никаких «чисто философских» навыков не существует. В чистой философии есть только знания.

Обратите внимание
Ниже перечисленные навыки востребованы, исходя из самой структуры современного общества и экономики, но НЕ всегда есть ясный и осознанный заказ на выполнение этих функций. В одних сферах уже ищут таких специалистов, в других эти функции распределены и выполняются кое-как, в третьих и еще нет названия для этого функционала. Поэтому снова повторюсь: будьте готовы убеждать и переубеждать других. Часто из-за инерции мышления люди сами не до конца понимают или неверно артикулируют что им нужно.

Список навыков:

— Создание или оптимизация сложных методологий или процессуальных систем (особенно в ситуации отсутствия внутреннего самоописания). Например, вопросы координации работы различных отделов в рамках корпорации (современная оценка в рамках кризис-менеджмента зачастую неадекватна, т.к. обращает внимание только на издержки и прибыль);

— Управление креативными и исследовательскими отделами в самых разных областях бизнеса (прежде всего дизайн, маркетинг, брендинг и пиар). Координация науки и бизнеса;

— Качественный анализ медиа (плюс интерпретация количественного — медиаматерики). Методологически грамотное исследование трендов в медиа;

— Оценка эстетической и идейной составляющей образов, визуальных рядов, в т.ч. анализ и прогноз социальной реакции на них;

— Анализ и выработка текстуальных стратегий, в т.ч. при реагировании на новые обстоятельства. Например, все, что касается публичного имиджа (консалтинг для бизнеса, медийных фигур, политиков);

— Политические технологии (как планирование, так и в ряде случаев — исполнение). Экспертиза правовых актов (наподобие юридической экспертизы, только не на предмет согласованности с другими юридическими нормами, а скорее с реальной правовой и социальной практикой);

— Коучинг в сфере самореализации и профессионального развития (в т.ч. анализ и оценка существующих предложений на данном рынке);

— Личностно-ориентированная работа с решением конкретных задач (наиболее подходят: хэдхантинг, проективная оценка кадров, интервьюирование и авторские материалы в журналистике);

— Разработка и оптимизация педагогических систем, методик и стратегий (а также их реализация, особенно при наличии дополнительного специального образования или повышения квалификации).

[данный список будет дополнятся]

Профессии (на которые может обоснованно претендовать выпускник философского бакалавриата/магистратуры).

В целом список профессий мог бы и попросту отзеркалить список навыков. Во многом так и должно быть, правда, в идеальном мире. В реальности же номенклатура профессий и должностей столь запутана, что о профессиях далее будет говориться в очень широком смысле.

Кроме того, дежурное напоминание о том, что не стоит ждать от вуза всего, в данном случае будет иметь следующий вид.

Во-первых, диплом бакалавра – это почти гарантировано очень низкий старт (с магистратурой чуть лучше, но лишь в некоторых областях, например, в преподавании). В этом смысле нужно либо набраться терпения и добиваться повышения результатами, либо стоит заранее озаботиться получением опыта/стажа в данной области.

Во-вторых, специальность – это хорошо, а широкий кругозор и разносторонние навыки – лучше. В конце концов очень многие сталкиваются с банальной проблемой: образование получил, но в какой-то момент понял, что работать по профессии не хочешь. Именно поэтому уже при получении первого образования необходимо расширять круг компетенций – за счет мастер-классов, кружков, интернет-курсов, книг и практической деятельности. Это в некотором смысле страховка от ошибки при выборе профессии. Ведь почти всегда хороший профессионал – это не тот, кто знает только свой предмет, но тот, кто умеет совмещать в себе разные таланты/умения. Философия плюс еще одна специальность – это очень сильное сочетание, а вот без практических подкреплений – напротив один большой минус (для работодателя, конечно же).

Так что во многом профессия, на которую вы можете смело и обоснованно претендовать, определяется еще и другими, дополнительными навыками и талантами. Например, умением (и желанием) рисовать и работать в графике/дизайне. Или интересом к психологии, IT, политике и т.д., и т.п. В конце концов возможно именно вы, закончив философский факультет, станете одним из тех, кто будет создавать и утверждать новые профессии, актуальные для завтрашнего дня.

Список профессий:

Профессии создания текста.
— Журналистика и публицистика;

— Копирайтинг, спичрайтинг и вспомогательные тексты (чаще всего это «технический писатель», сфера применения которых стремительно расширяется);

— Редактура (практически любая);

— Контент-менеджмент (наполнение и ведение сайтов);

— Переводы;

Профессии прямого контакта с людьми.
— Коучи и психологические консультанты;

— Кадровый менеджмент (HR), развитие и обучение персонала;

— Персональное обучение, репетиторство;

— Преподавание (среднее, высшее образование);

Профессии управления и организации.
— Планировка и кураторство культурных проектов;

— PR, бренд-менеджмент, event-менеджер;

— Маркетинг;

— Консалтинг в IT (и смежных сферах);

— Политический консалтинг;

— Логистика;

Профессии, связанные с анализом данных.
— Статистика и отделы анализа/планирования;

— Креатив для бизнеса/политики;

— SEO и другие сферы оптимизации;

Госслужба.

Творческие профессии.

[данный список будет дополнятся]

В качестве послесловия.

В завершение темы пару слов о будущем профессионального самоопределения обладателей философского образования. Антрополог и философ-структуралист Клод Леви-Стросс говорил, что «XXI век будет веком гуманитарных наук – или его не будет вовсе». И он вовсе не имел в виду упадок технических или естественных наук, напротив, ему представлялось, что только в соединении с новыми техниками и методами (от любых наук) гуманитарная составляющая культуры сумеет наиболее полно реализовать свои задачи, первой из которых он считал освобождение человека. Философия – это в некотором смысле флагман гуманитарного подхода, т.к. она способна интегрироваться в другие сферы (за счет как методологии, так и рефлексии оснований/ценностей).

А теперь просто посмотрите на то, какие умения и способности будут наиболее востребованы в ближайшие 20 и более лет (по мнению самих работодателей, а также авторитетных форсайтеров и футурологов). Несколько лет назад по заказу «Сколково» группой специалистов был создан список таких умений: http://atlas100.ru/future/articles/rabota-budushchego-kakoy-ona-budet/

Если внимательно изучить этот список, то мы обнаружим, что большая часть этих умения – общегуманитарные, формируемые прежде всего через философские курсы и дисциплины о человеке и культуре (выделены полужирным курсивом):

Системное мышление

Межотраслевая коммуникация

Мультиязычность и мультикультурность

Управление проектами

Клиентоориентированность

Бережливое производство

Экологическое мышление

Программирование/Робототехника/Искусственный интеллект

Работа с людьми

Работа в условиях неопределенности

Навыки художественного творчества

И более того, все те, что не выделены, тоже могут быть тесно связаны с умением качественно и рационально мыслить. Например, программирование и изучение искусственного интеллекта могут быть более эффективны при знании онтологии и гносеологии, а бережливое производство – это не обязательно количественная оценка, но и качественная оптимизация (часто требующая широкого кругозора и смены перспективы). Конечно, стоит помнить, что каждое из этих умений требует работы над собой, а не приписывается вам автоматически философским дипломом. Поэтому не нужно очаровываться тем, что очередная статья про профессии будущего упоминает «критическое мышление» (это лишь слова), продолжайте учиться и бороться.

Однако тот, факт, что важность общегуманитарных и философских навыков постепенно осознается — хороший знак. Всё это позволяет обладателям философского образования успешно вписаться в будущие профессиональные структуры (см. Приложение 1), в т.ч. и потому что хорошая методологическая подготовка – это отличное подспорье чтобы учиться новому и переучиваться. Как однажды полемически остро выразился футуролог Элвин Тоффлер: «Неграмотными в XXI веке будут считаться не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».

К сожалению, и в обществе, и среди самих выпускников философского преобладает представление о том, что гуманитарное образование несовместимо с большинством профессий, особенно связанных с производством, обработкой и обслуживанием материальных систем. Это отнюдь не так, и развитие современных технологий все более этому способствует.

Пример

И небольшой аргумент к мнению скептиков и дилетантов, искренне уверенных в том, что любой хороший специалист запросто изучит «эту вашу философию». Философия – это не просто набор знаний или навык, это культура мысли, из которой произрастают знания, навыки и даже личные качества. Все известные попытки форсированно дать подобную культуру обычным работникам заканчивались безуспешно. Как например, эксперимент корпорации AT&T, которая в 50-е гг. отправляла своих инженеров на 10-месячные курсы повышения культуры (музеи, концерты, чтение книг, философские дискуссии и т.п.). По мнению компании многим из них не хватало кругозора, эрудиции, а потому и инициативы. Для психологов окончившие этот курс становились более интеллектуально уверенны и любознательны, однако их производительность в среднем падала на 8-10%, и поэтому проект был закрыт. Эти результаты можно интерпретировать по-разному, но на мой взгляд, ключевая ошибка компании в сроках – за 10 месяцев можно сформировать потребителя культуры, но не производителя. А вот лет пять такой культурной интервенции возможно и сделали бы их них очень полезных для компании работников. Не забывайте: если вы поступили на философию, у вас есть шанс стать другими.

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или кликните сюда, чтобы сообщить нам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.