«Как успешно сдавать экзамены?» — один из основных вопросов, возникающих при обсуждении того, как учиться в вузе. Даже на философском. Экзамен – это испытание, но не столько ваших знаний, сколько вашей способности пользоваться знаниями (даже при их скромном объеме). Римляне этим словом называли язычок рычажных весов; в нашем случае на одной чаше весов внятная беседа по теме (в ней всегда участвуют двое), на другой – молчание и/или разрыв коммуникации. В этом смысле ударная подготовка к экзамену (если она не превращается в зубрежку) – это и есть вхождение в тему, которое может позволить вам поддержать беседу. Беседу, которая окончится положительной оценкой в зачетке.

При этом стоит помнить, что в большинстве случаев принимающий экзамен преподаватель – не скучный формалист, желающий услышать слово-в-слово сказанное на лекциях, а живой человек. И этому человеку гораздо приятнее будет увидеть на экзамене проблески понимания («ура, научил чему-то!»), нежели заученный материал. Однако, по этой же причине и обмануть не-формалиста сложнее: понимание трудно симулировать (как это сделать читайте ниже).

До подготовки

  1. Удостоверьтесь, что у вас на руках именно тот список вопросов, что будет на экзамене. Если это не так, запросите у преподавателя, он обязан вам его предоставить.
  2.  Узнайте в подробностях, в какой форме будет проводится экзамен. От этого зависит то, какие именно ответы вы будете готовить.
  3. Убедитесь в том, что у вас есть доступ к ресурсам для подготовки. Источники можно ранжировать по своей надежности. Здесь я перечислил самые распространенные от более надежных к менее: методички, ваши конспекты, чужие конспекты, учебники, профильные интернет-ресурсы, Википедия, сомнительные интернет-ресурсы.
Как определить надежность источника?
А существует самый лучший источник?

Создание идеального ответа на вопрос из билета

Стоит прояснить, что должно быть в ответе. Для более подробного разбора темы смотрите нашу статью о подготовке к семинарам.

Во-первых, в тексте всегда должна быть отражена основная мысль автора и путь рассуждения, который к ней приводит.

Во-вторых, нюансы: перечень упоминаемых категорий, подпунктов. О том, насколько «глубоко копать» лучше спросить у преподавателя заранее.

В-третьих, всегда должен быть пример-иллюстрация, лучше если их будет два: один авторский, другой ваш.

Упоминать ли биографию, зависит от требований преподавателя и ваших предпочтений. Порой знание культурного и исторического контекста помогает, но слишком увлекаться сторонними деталями не стоит. Вам еще это запоминать, поэтому краткость и смысловая нагрузка каждого слова — ваши верные союзники при создании билета.

Как запоминать? — Припоминайте, а не перечитывайте

Нет никакого смысла двадцать раз просматривать один и тот же ответ на вопрос из билета. Первый раз запоминание происходит, когда вы его составляете, все остальные чтения лишь создают иллюзию знания. Чтобы избежать этой ошибки повторяйте через припоминание. Делается это так:

  1. При чтении ответов на билеты концентрируйте внимание на опорном примере-иллюстрации. Он должен стать для вас якорем, раскрывающим все остальное содержание. То есть пример должен максимально точно передавать суть основной мысли и остальных нюансов, поэтому подбирайте его с умом.
  2. После прочтения уберите в сторону ответы и возьмитесь за вопросы. Попытайтесь сходу отвечать так, как вы бы делали это на экзамене, не подглядывая в шпаргалки.
  3. Свой ответ начинайте с примера, позже раскрывая основную часть. На экзамене так делать не обязательно, но сейчас вам важно «утрамбовать» все содержание у себя в памяти.
  4. Обращайтесь к заготовленным ответам только в том случае, когда не можете вспомнить пример или другие детали. Нетрудно догадаться, что припоминание намного эффективнее при командной работе. В тот момент, когда вы зашли в тупик, ваши партнеры могут задавать наводящие вопросы, приводить свои примеры. К тому же проговаривание куда более мощный инструмент, чем продумывание, так как недочеты в понимании материала обнаруживают себя в нем более явно. Поэтому пользуйтесь устной проверкой материала даже при работе в одиночестве.
  5. Не забывайте отдыхать. Нет никакого смысла учить что-либо несколько часов подряд. Мозг обрабатывает информацию даже во время сна, отдыха или обеда. Перегружаясь, мы наоборот лишь растрачиваем силы в пустую, раз за разом создавая впечатление запоминания, при этом просто гоняя по кругу информацию во временной памяти. Поэтому между первым повторением (сразу после завершения ответов) и вторым стоит сделать перерыв в полтора-два часа. Следующий раз стоит вернуться к билетам через 4-8 часов, то есть отложить до следующего дня. Далее, если еще останется время, повторять раз или два раза в день. Более частые повторения особого смысла не имеют. Лучше просто почитать в свое удовольствие литературу по теме, а также хорошо выспаться перед экзаменом. Все долгие ночи зубрежки в долгосрочной перспективе абсолютно бесполезны – без сна вы забудете весь материал курса пока преподаватель расписывается в вашей зачетке.

Следование этим советам поможет меньше времени тратить на подготовку, при этом делая это с намного большей эффективностью, чем при обычном подходе.

Подготовка в группе и в одиночку

Есть две наиболее распространенные формы подготовки: в группе (3-6 человек) и в одиночестве. Есть несколько вариантов разделения вопросов: по тематике, по жребию и/или очередности. Разумно дать блок вопросов схожей тематики одному студенту, но эффективно ли? Это решает группа, с одной стороны: этот товарищ будет более подкован, а значит лучше перескажет материал, с другой — подготовка остальных будет очень сильно зависеть от него. Соответственно, в каждом отдельном случае нужно соблюдать баланс между удобством написания ответов и конечным качеством запоминания. На мой взгляд, все же равное разделение вопросов одной тематики между всеми членами группы намного эффективнее, пусть и гораздо более муторно, зато все познакомятся с источниками.

Что насчет подготовки в одиночестве? Это займет гораздо больше времени, но, поверьте, это того стоит, а вот брать чужие билеты – крайне малоэффективно, если вы желаете не просто сдать экзамен на тройку, но и запомнить что-то на длительный срок. Сама схема подготовки, в общем, такая же, как описано выше. Опасность здесь заключается в том, что вы можете просто не успеть сделать все вовремя, да и пересказывать содержание билетов самому себе не так эффективно и интересно.

Компромиссом выглядит группа из двух человек, поровну разделившая вопросы. И объем не так велик, и рассказывать есть кому, и значительную часть билетов вы сами подготовите.

Как вести себя на экзамене?

Никаких универсальных советов на тему «как не волноваться» вы здесь не найдете, ибо их нет. Ситуация оценки и ее последствий у каждого вызывают индивидуальную реакцию, а значит, и для снятия стресса понадобится какое-то собственное изобретение. Все советы психологов на эту тему похожи на фразу «Не волнуйтесь», которая сама по себе никого еще ни разу не успокоила. Единственное, о чем можно сказать (и о чем все и так знают), так это о ценности хорошего сна, полноценного завтрака и отказа от «вспомогательных средств» (успокаивающие тормозят активность мозга, в т.ч. воспоминание и концентрацию, а стимуляторы напротив могут сделать речь и мысли сбивчивыми, неструктурированными).

Что же касается общения с экзаменатором, то здесь следует помнить следующее:

а. Если вы не готовы, то всё зависит лишь от доброй воли преподавателя.

б. Если же вы готовились, то важно правильно подать тот материал, который вы вспомнили (некоторые пропуски или неуверенность по поводу правильности воспоминания присутствуют почти всегда). Первое на что в вашем ответе обратит внимание любой проверяющий – это структура или логика изложения. Правильная последовательность снимает большинство вопросов.

в. Если с этой частью есть трудности, тогда следует сделать акцент на заготовленные примеры и вашу личную интерпретацию материала. Корректные примеры также снимают часть вопросов, неудачные примеры и странные интерпретации – напротив, добавят.

г. Если чувствуете неуверенность и в том, и в другом, то наилучшая стратегия – попытаться завязать диалог или хотя бы внимательно отслеживать реакцию экзаменатора на то, что вы говорите (она позволит сориентироваться на что сделать акцент, какую тему развивать).

Еще раз напомню, что сдача любого философского предмета тем ближе к идеалу, чем она больше похожа на осмысленный диалог. Как это ни парадоксально, но в нужном месте сделанный кивок или точный вопрос гораздо больше похожи на понимание, нежели озвучка четко заученного текста. Более того, попытки симулировать понимание порой заканчиваются настоящим пониманием (через ответную реакцию другого возникают смысловые связки).

Эксперимент! Для тех, кто хочет усвоить весь материал всерьез и надолго.

Найдите партнера для подготовки, но все билеты делайте раздельно. Для увеличения эффективности начните этим заниматься еще во время семестра, используя для повторения ответов SRS. Делитесь своими докладами друг с другом, дополняя и уточняя их на протяжении всего курса. В теории у вас на сессии будет от 3 до 5 свободных дней, лишь за день перед экзаменом нужно будет потратить часок другой, чтобы восстановить в памяти всю информацию за семестр. Все остальное время можно будет отдыхать или готовиться к следующему экзамену.

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или кликните сюда, чтобы сообщить нам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.