Семинар – та форма работы, которая часто вызывает ряд непониманий и несостыковок у тех, кто только сменил школьную парту на стол в аудитории вуза. Семинар (особенно на философском) – это не урок, на котором спрашивают ваше фактическое знание материала. Проверка усвоенного в лучшем случае составляет 5-10% от времени среднего семинара, всё остальное – это работа по выстраиванию чего-то нового над этим материалом. Иными словами, на семинар идут не за тем, чтобы что-то узнать, а затем, чтобы что-то понять (из того, что ты знаешь).      

Собственно, здесь как нельзя кстати вспомнить об этимологии слова: латинское seminarium («рассадник») восходит к слову semen – «семя». Дискуссия, произвольное обсуждение или кропотливая работа над текстом призваны заложить семена (идеи, связки), которые позволят вам уже самостоятельно работать дальше, производить суждения и новые знания. Именно поэтому семинар, в котором не было вашей активности – это время, выброшенное впустую.

 

Разберем самую стандартную ситуацию: задание на прочтение части книги или статьи.

Подготовка.

Для начала выясните точный объем текста и его рамки (главы, страницы), а также имеются ли к нему вопросы, на которые придется ответить на семинаре. Стоит также уточнить, где брать текст: будет ли он для вас выложен/выслан или его нужно будет найти самостоятельно. Соответственно обстоятельство похода за необходимой работой в библиотеку увеличивает необходимые временные рамки.

Стоит учесть то обстоятельство, что вам придется вносить разнообразные пометки по содержанию, поэтому сразу запасайтесь либо электронной версией, либо копиями-распечатками.

Работа с текстом.

Конечно, я бы рекомендовал вам начать чтение как можно скорее, но как показывает практика, сделать это редко получается и почти никогда не хочется. Поэтому будем отталкиваться от ситуации, когда семинар на следующий день, а значит времени, чтобы погрузиться в текст у вас не так много. Теперь поговорим непосредственно о том, как эффективно подступиться чтению.

  1. Нет ничего страшного в том, чтобы перед прочтением обратиться к Википедии или учебнику, дабы получить справку об авторе, условиях написания и место работы в истории мысли.

(!) Единственное, к чему стоит относиться с осторожностью разнообразные краткие пересказы. Очень часто они слишком утрируют, а то и вовсе искажают суть.

  1. Далее следует обратить внимание на структуру текста – познакомиться с оглавлением (если оно есть). Проверьте есть ли какие-то выделенные фрагменты, понятия, вставки внутри содержания. Даже если вам не задали всё произведение, пролистать остальные страницы лишним не будет.
  2. Непосредственно чтение следует начинать с нескольких первых и заключительных страниц интересующего вас фрагмента. Также очень часто полезно познакомиться с введением, предисловием и заключительной главой (параграфами, страницами). Ничего страшного, если вы узнаете, чем всё кончилось, это не финал саги «Песнь льда и пламени», такие «спойлеры» вам только на пользу. Именно в этих частях чаще всего содержится основная мысль, раскрываемая в остальном тексте. Именно её нахождение должно стать итогом первых трех этапов ваших действий.
Что делать, если центральная идея не хочет проясняться и всё еще непонятно о чем текст?
  1. В философских текстах, несмотря на великолепие и важность, часто очень много воды и занудства, однако наша задача отыскать за этим всем «мудрость». Как же отделить зерна от плевел в такой ситуации?
  • Обращайте внимание на центральной предмет обсуждения и следите за его метаморфозами. Что является первым должно быть вам ясно после первых трех этапов. Второе – чаще всего случается в конце абзацев/параграфов/глав и идет после таких конструкций: «поэтому», «потому», «в итоге», «мы получаем», «из этого следует», «значит» и всех остальных им подобных по смыслу, например, риторических вопросов.
  • Найденные вами метаморфозы основной мысли следует выделять, дабы потом на семинаре проще было восстановить путь ее развития. Примеры, что его иллюстрируют тоже неплохо было бы отметить, но слишком увлекаться этим не стоит, хватит одного-двух самых ярких на каждый этап.
  • Обязательно следите, не отклонился ли автор от центральной линии. Это очень часто случается, при этом несет скорее характер дотошного, въедливого рассуждения, которое, конечно, обогащает картину, но слабо проясняет это.
  • После прочтения текста таким образом в вашей голове в большинстве случаев к концу уже сложится примерное понимание. Если этого не произойдет, то полезной на всех этапах работы будет составление абстрактной схемы содержания. Представлена она может быть в совершенно по-разному: mind-картой, деревом тегов, таблицей. [Ниже будут приведены три примера]
  • В завершение, если вам были даны вопросы к тексту либо в голове, либо письменно (что, конечно, лучше) стоит набросать на них ответы.

 

Работа на семинаре.

На семинаре нужно работать «крайне тонко». Что я под этим подразумеваю? Вам необходимо сохранить баланс между вашей активностью и выслушиванием других. С одной стороны, нельзя выкладывать все ваши догадки сразу – это их обесценит, с другой – нельзя слишком долго ждать, иначе всё расскажут за вас. Таким образом полезно сначала взять инициативу в свои руки, задать несколько путей для обсуждения, а потом наблюдая за мыслями других, продолжать подкидывать свои идеи. Так вы и дадите другим проявить себя и сами, возможно, отталкиваясь от их мыслей придете к чему-то свежему.

Что делать, если обсуждение не клеится?

Во-первых, задавать вопросы по теме, они могут быть: существенными, риторическими, о поясняющих примерах. Главное, чтобы они двигали общее рассуждение вперед.

Во-вторых, высказывать все предположения, что возникают у вас в голове. Глупые они или нет, пусть решит преподаватель. Очень часто то, что кажется нелепым на первый взгляд, в итоге выводит группу к выводу всего семинара.

Обратите внимание
Чего точно не стоит делать, так это молчать! Никогда, никогда не молчите все занятие. Вас либо не запомнят вообще, либо запомнят как бездельника. И то, и другое вам невыгодно. В случае, если вам совсем нечего сказать – спросите, потребуйте объяснить, на худой конец перескажите чужую мысль своими словами. Подобное можно провернуть и перед семинаром – обсудите с одногруппниками работу заранее и, возможно, на паре сойдете за умного.

Эксперимент!

Выберите книгу для семинара, тема которой вас, действительно, интересует. Попробуйте прочитать ее всю. Если не получится или вам покажется мало, не расстраивайтесь, возьмите и прочтите комментарии к ней и критику, обычно они намного меньшим объемом. После семинара сравните этот опыт с другими случаями подготовки. По моему опыту от подобного подхода эффект совершенно иной. В отличие от многих всех прочих, вы будете помнить эту книгу со значительными подробностями и после завершения обучения.

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или кликните сюда, чтобы сообщить нам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.