С самого возникновения университета в Средние века лекция является основой и краеугольным камнем этой обучающей системы. Как заметил еще Ницше, именно через знание, воспринятое на слух, формируется опыт, производящий образование. В докладе «О будущем наших образовательных учреждений» он иронично формулирует это:

«Чем связан у вас студент с университетом?» Мы отвечаем: «Ухом, так как он слушатель». … Студент слушает. Когда он говорит, смотрит, находится в обществе, когда он занимается искусством – одним словом, когда он живет, он самостоятелен, т.е. независим от образовательного учреждения. Часто студент одновременно пишет и слушает; это моменты, когда он прикреплен к самой пуповине университета. Он может выбрать, что желает слушать, и ему незачем верить тому, что он слышит: он может заткнуть уши, когда не захочет слушать. … Один говорящий рот, очень много слушающих ушей и вполовину меньше пишущих рук — таков внешний академический аппарат, такова пущенная в ход образовательная машина университета. … А позади обеих групп на почтительном расстоянии стоит государство с напряженной физиономией надсмотрщика, чтобы время от времени напоминать, что оно является целью, конечным пунктом и смыслом всей этой странной говорильной и слушательной процедуры.

Слушать, фиксировать и перерабатывать лекции – это навык, как и любой другой, требующий системы и практики. И именно поэтому никогда не поздно учиться этому, в том числе усовершенствуя и адаптируя традиционную систему (например, разбавляя поток речи визуальными образами или используя новые технологии). Но вместе с тем важно, чтобы полученный материал не оказался поработителем ума, сковывающим фактором. Как ни странно, но свобода в обращении с полученными знаниями тоже во многом зависит от того, насколько хорошо вы освоили первый этап – этап получения, схватывания знаний из слов, оглашающих большие и малые аудитории вуза.

 

Что нужно сделать до начала работы?

Узнать у преподавателя, а также старших студентов все основные подробности будущего курса: вопросы к экзамену, условия получения автомата, как будут проходить зачеты и контрольные, как заработать «баллы», литература (обязательная и дополнительная).

Как фиксировать лекции?

Три основных способа: диктофон, тетрадь с ручкой, гаджет.

Диктофон:
· Запись слово в слово (не всегда хорошо, так как слишком большой объем на выходе).

· Легко копируется.

· Не все преподавателя захотят говорить под запись.

· Многое зависит от качества записи.

· Диктофон имеет неприятную привычку отключаться в самый неприятный момент.

Тетрадь с ручкой:
· Высокая скорость записи, средняя возможность форматирования текста.

· Возможность на скорую руку рисовать картинки, схемы, графики, таблицы.

· Неудобно вносить изменения: менять последовательность, добавлять новые части.

· Сложно делиться: не скопируешь, не перешлешь.

Гаджет:
· Средняя, а то и медленная скорость записи (все зависит от навыков пользователя, но ручке все равно проигрывает).

· Возможности по форматированию максимально широкие. Однако применять их на лекции просто некогда.

· Та же ситуация с картинками и схемами: пока найдешь, преподаватель уже на другую тему перейдет.

· Максимальные возможности для дальнейшего взаимодействия: сохранения, шаринга, представления в самом разном виде.

Как лучше делать заметки?

  • Узнать перед парой у преподавателя тему лекции. Это помогает лучше настроиться на восприятие материала и примерно прикинуть как его оформить.
  • Слово в слово стоит записывать только определения(!).
  • Для всего остального выделяем основные мысли, примеры, делаем зарисовки, составляем списки и схемы. Это связано с тем, что при дословной записи всей лекции ее восприятие становится механическим и начинает иметь мало чего общего с пониманием и запоминанием. Можно, конечно, заняться этим уже дома, но намного эффективней делать это сразу.
  • Не стоит бояться переспрашивать, когда возникло какое-либо непонимание. Всегда задавайте уточняющие и проясняющие вопросы.
  • Требуйте примеры-иллюстрации, они помогают запоминать и удостовериться в одинаковом с преподавателем понимании материала.
  • Учитывайте то, что дискуссия помогает ровно до того момента, пока не превращается в спор.
  • Не давайте одногруппникам за счет вопросов не по теме самоутверждаться и тратить ваше время.
  • То же касается и преподавателей, их, конечно, стоит уважать и ценить, но всегда держите их в фарватере лекции, не давайте слишком предаваться воспоминаниям и сторонним отступлениям. Все это чревато вопросами на экзамене, ответы на которые вы будете искать в Goolge, так как тема будет затронута, но не раскрыта.

Как бороться со сном?

  • Не давайте преподавателю и другим студентам скучать: подкидывайте профессору нетривиальные вопросы и задачи по аналогии с основной темой. Пусть и он, и ваши коллеги пошевелят мозгами, ну и вы вместе с ними.
  • Не давайте лишать вас перерывов, вы имеете на них полное право. Только в школе звонок только для учителя (на самом деле нет).
  • Больше активности за пределами лекции: прогуляйтесь за кофе, разомнитесь, обсудите важные новости и что-нибудь глупое и веселое с друзьями, сходите на свежий воздух, если время позволяет. Но не сидите, не лежите и не спите в аудитории! Пять минут отдыха за столом не помогают, а лишь вызывают желание продолжить его на лекции.
Обратите внимание
Взаимодействие с преподавателем за пределами лекции требует соблюдения определенных правил:

— Удостоверьтесь, что у вашего собеседника есть свободное время и желание с вами общаться.

— Всегда держите дистанцию, никакого панибратства.

— Вопросы тем полезнее, чем ближе к тематике лекции и курса.

— Если вы действительно заинтересовались темой, не лишним будет узнать о дополнительной литературе. Даже не притронувшись к ней сразу, ее можно будет использовать при подготовке к экзамену.

Враги продуктивности

1. Самый страшные и распространённые противники концентрации – ваши гаджеты. Если хотите испытать силу воли: делайте заметки на планшете или смартфоне по теме лекции, при этом не обращая внимания на мессенджеры и игры. Если такие вызовы не для вас, то лучше убрать всю технику куда подальше. Этот пассаж может показаться невероятным занудством и старческим брюзжанием, но что называется «проверено на себе»: одно сообщение может убить ваш интерес и внимание к любой лекции. Поэтому задача минимум – отключить все уведомления.

Взгляд с другой стороны

2. На философском факультете нет ничего плохого в беседе между соседями по парте, если: а) они не мешают другим, б) эта беседа помогает разобрать в материале или хоть чуть-чуть развеяться на особо скучной лекции. Вопросы, обсуждаемые в курсах философского зачастую комплексны и неординарны, поэтому любое их обсуждение, даже с примерами из Доты или Youtube-каналов может помочь пониманию. Здесь главное не сойти с темы, а если вы-таки перешли на перебор последних сплетен – делайте это тихо, уважайте других.

3. Посторонние мысли также частый неприятель концентрации студентов на лекции, особенно на философском. Причина этому – сама тематика, которая вынуждает искать примеры, уносясь мыслями далеко от учебной аудитории. Рецепт тут один: не держите ничего в себе, поделитесь своими идеями с одногруппниками и преподавателем. Если это не увеличит их понимание, то наверняка укрепит ваше, особенно при случае дискуссии по поводу вашей гениальной догадки.

4. Притягательны прелести противоположного (ну или не противоположного, мы никого не дискриминируем) пола – фактор отвлечения может быть не такой распространённый, но зато чрезвычайно мощный. Если так получилось, что все ваше внимание охвачено мыслями о притягательном субъекте в вашей аудитории или где-то в другом месте, то у меня для вас есть несколько советов. Во-первых, попробуйте советы из раздела «Как бороться со сном?», они помогают отвлечься. Во-вторых, на всякий случай перестрахуйтесь и удостоверьтесь, что кто-нибудь, например, ваш сосед по парте, также не витает в облаках и все-таки фиксирует материал.

Мы надеемся, что озвученные выше советы окажутся для вас полезными. Ваши замечания, советы и примеры вы можете оставлять в комментариях. Главное помните, что лекции — это вид деятельности, требующий участия, а навык активного восприятия информации — один из основных для выпускника философского.

Эксперимент!

Вместо того, чтобы зубрить всю информацию перед экзаменом, попробуйте выучить ее за семестр маленькими порциями. Первый необходимый шаг к этому повторение конспекта вечером и/или на следующий день после лекции. Такой подход усилит запоминание, которое в свою очередь положительно скажется на понимании материала. Лучше всего перед экзаменами повторить все основные курса несколько раз. Упростить эту задачу поможет Spaced Repetition System, то есть система интервального повторения. Наиболее эффективный ее вариант – электронный, программа «Anki» и ее аналоги. Что это такое? По сути это флэш-карты (с одной стороны вопрос или понятие, с другой ответ). Обе части могут представлены в любой вам удобной форме: текстом, картинкой, графиком, формулой, аудиозаписью. Соответственно другое преимущество программы – то, что она годится для помощи в обучении абсолютно любой дисциплине: языков, физики, химии, математики философии и т.д.

Главное же преимущество Anki в том, что вы так часто повторяете информацию, как хорошо ее помните. Таким образом, как только ваш мозг собирается забыть какую-либо информацию, Anki подсовывает вам карточку, дабы вы ее повторили.

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или кликните сюда, чтобы сообщить нам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.