Первая квалификационная работа (любого уровня – от курсовой до кандидатской диссертации) как первая любовь: «глаза боятся, а руки – делают». Во многом именно сомнения, а не нехватка знаний или опыта, мешают начинающим авторам сделать то, что вполне им по силам. Лучшим средством от сомнений является четкая структура. План не решит ваших проблем с мотивацией, но в остальном сослужит добрую службу. Формальные требования к таким работам нельзя назвать запредельно сложными, но это требования и потому игнорировать их не стоит. Собственно, как не стоит никогда игнорировать форму, т.к. только благодаря ей можно вообще предъявить и передать какое-то содержание. И не стоит забывать: все с чего-то начинают.
ПАМЯТКА
по написанию квалификационных работ
- Название, план
- Содержательная часть (объект, предмет, новизна)
- Содержательная часть (тезис)
- График представления результатов
- Оценка
- Плагиат и системы цитирования
-
Название, план
Хорошее название, как правило, формулируется как «что-то, где-то в чем-то». Избегайте слов «Проблема» и «Методологический». Подойдут названия «Понятие такое-то у того-то так-то». Помните, что название утверждается на общем собрании студентов после одобрения присутствующих на собрании профессоров.
План работы в обязательном порядке включает:
а) Оглавление,
б) Введение (что написано в работе, содержательный план – должно быть видно почему, зачем, как и для чего одна глава следует за другой),
в) Разбивку по главам,
г) Заключение (содержательно указывается на границы проведенного исследования).
Введение в обязательном порядке структурировано (для квалификационной работы все перечисленные ниже пункты обязательны).
→Каждая глава предваряется краткой аннотацией, где формально указывается что будет делаться, почему, с какой целью и к чему приведет то, что будет делаться.
→Каждая глава завершается кратким заключением, где содержательно рассказывается о проделанной работе, полученных результатах, соотношении результатов и общей цели исследования и необходимости (направление и полнота полученных результатов) следовать дальше (указывается куда и зачем).
Дополнительно про Введение и Заключение см. п. 4 ниже.
-
Содержательная часть (объект, предмет, новизна)
Объект исследования – то, что исследуется.
Предмет исследования – значимая часть объекта, отвечающая целям и задачам исследования. Именно на предмет направлен обзор литературы. Именно предмет отражает новизну исследования.
Цель – цель должна раскрывать содержание Предмета. Цель выступает как направление исследования относительно которого потом будут оцениваться результаты.
Задачи – формально, задачи можно подразделить по следующим направлениям:
а) анализ объекта исследования (с целью выявления слабостей, чего не хватало в ранних исследованиях)
б) анализ предмета исследования (с целью выявления содержания, зачем и почему нужно выделять такой предмет)
в) выдвижение гипотезы
г) приведение эвристик
Помните о том, что хорошая гипотеза исследования должна быть сформулирована строго по К. Гемпелю, т.е. в виде «если .., то …», который связывает теоретические обобщения и эмпирические данные.
Новизна, в первую очередь, связана с предметом исследования. Иногда выделению предмета исследования уделяют особое место – анализ литературы или историография, необходимо показать, что предмет действительно является новым. Иногда, выявлению предмета, помогает выявление проблемного поля исследования, которое очерчивает более широкую область внутри объекта, связанную с применением определенного вида средств анализа проблемы.
Новизна в студенческой работе, в первую очередь, относится к проведенной реконструкции проблемного поля (по Р. Коллинзу). Задумайтесь, мы все читаем одни и те же книжки, откуда взяться новизне? Только авторская реконструкция проблемного поля!
Самый простой способ построить свою реконструкцию заключается в том, чтобы выделить несколько (наиболее известных) решений интересующей вас проблемы (например, Бэкон и Кант по проблеме соотношения рационального и эмпирического) и реконструировать основания, которые позволили разным авторам по-разному решить проблему. Затем просто проводите свои аргументы в пользу той или иной позиции, того или иного решения. Получите «авторскую реконструкцию», качество которой будет оцениваться по тому, насколько строго вы воспроизвели точки зрения, основания противоположных точек зрения и свои аргументы «за» или «против». Совсем хорошо, если после такой «реконструкции» вы выдвинете свою «гипотезу», которую как-то обоснуете на других «данных», чем те, на которых вы строили «реконструкцию» (любая научная теория строится на одних данных, но проверяется на других, это важно).
-
Содержательная часть (тезис)
Тезис – это результат, который можно проверить «эмпирически» (отражает «знание-как», а не «знание-что»), в том смысле, что все ваше исследование должно подтверждать тезис.
Помните! Мы работаем в рамках научного сообщества, поэтому новизна и результат должны быть в первую очередь оценены по отношению к альтернативным точкам зрения относительно выбранного лагеря.
Тезис должен быть выражен одним предложением, в котором, в частности, должны быть (желательно все вместе) отражены:
а) общий топик (проблемное поле)
б) частная точка зрения, претензия (claim) и область исследований
в) основания на которых строится аргументация и обосновывается претензия
Тезис (особенно претензия) – это самый тонкий момент исследования. Он должен звучать веско, выглядеть обоснованно и, в то же время, быть именно результатом (а не сообщением о том, что было сделано). Тут есть несколько тонких моментов, поэтому, прежде всего, следует пошарить ссылки внизу. Претензия, в первую очередь, отражает собственную позицию. С одной стороны, это как бы комментарий на собранные данные и проделанное исследование, но с другой – это именно авторская точка зрения (позиция), которая и обосновывается в ходе исследования.
Для того чтобы понять насколько важны основания на которых строится аргументация и обосновывается претензия (в) рекомендуется почитать про модель аргументации С. Тулмина (см. model-argumenta-po-tulminu).
Отдельно про тезис и силу аргумента см. линки и книги в п. 6 ниже
-
График представления результатов
Предполагается, что на каждом из этапов исследования содержание основного тезиса и уровень аргументации изменяются, что, по идее, соответствует проделанной работе и уровню владения материалом:
а) Основной тезис
б) Общий план и основная литература
в) Проект исследования
г) Черновик
д) Собственно работа
Помните! Смысл работы состоит в обосновании тезиса.
(а) – выше было про Тезис (см. параграф 3).
(б) – выше было про План (см. параграф 1), литература должна укладываться в общее направления исследования, должно быть видно почему и зачем на определенных этапах подключаются определенные книжки.
Особо подчеркивается:
- что будет сделано?
- как это будет сделано?
- как будут проинтерпретированы (поняты в широком контексте) результаты?
Предполагается, что на этапе (б):
- уже есть четкое понимание проблемы и способа ее анализа (решения)
- четко сформулирован тезис исследования (рабочий вариант)
- очерчены вопросы, к которым надо будет обратиться для обоснования тезиса
Так и начинаем со слов: «Работа будет посвящена… Начнем с этого, закончим тем… Чем эта работа вообще ценна…»
(в) — Проект исследования напоминает скелет будущего черновика. Большая часть литературы уже проанализирована, так что не должно быть проблем с тем, чтобы изложить:
- перечень идей, которые используются (у кого взяты)
- необходимость сгруппировать идеи в некоторую последовательность (обосновываем тезис)
- материал разложен по разделам будущего черновика (видна структура текста)
Заключение по форме должно напоминать перевернутое Введение. Если Введение строится как от общего к частному (общая проблема – ограничение проблемы – предмет исследования – тезис) и отталкивается от наличествующего уровня исследований в проблемном поле, то Заключение, наоборот, строится от частного к общему (решение – обоснование его хорошести – выход в новые области) и заканчивается тем, как на самом деле мы продвинули поле.
-
Оценка
Оценка работы проводится по следующим пунктам:
а) связка Объект – Предмет – Цель
б) связка Цель – Задачи – Предмет
в) качество реконструкции проблемного поля
г) содержательность и сила гипотезы, полнота и значимость эвристик (если есть)
д) уровень аргументации в контексте общей проблематики (насколько вы поняли Тулмина и насколько тонко прочитали и поняли своих героев)
-
Плагиат, системы цитирования и что почитать
Про плагиат много говорить не буду, и так все понятно (в каждом крупном университете есть отделы плагиата, там все есть). Обязательно рекомендую посетить соответствующие (и не только) разделы на сайтах:
http://owl.english.purdue.edu/owl/
или http://writingcenter.unc.edu/handouts/
В качестве основной системы цитирования рекомендую Чикагскую (в сети есть 16 издание их Manual of Style, очень советую полистать). В НГУ на факультете образцом считаются правила оформления литературы, которые приняты в журнале «Сибирский философский журнал» (бывший «Вестник НГУ. Серия: Философия»)
В качестве книжки с общими методическими указаниями «Как писать работу?» рекомендую вечную книгу Дж.Свэйлса и К.Фик:
Swales, J. & Feak, C. Academic Writing for Graduate Students (любое издание),
а также чуть более сложную:
Booth, W., Colomb, G., Williams, J. The Craft of Research (любое издание).
Фанаты могут поискать в сети соответствующее творчество Diana Hacker из Harvard University (например ее Writer’s Reference или Rules for Writers или еще чего, у нее много), может помочь.
Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или кликните сюда, чтобы сообщить нам.