Первая квалификационная работа (любого уровня – от курсовой до кандидатской диссертации) как первая любовь: «глаза боятся, а руки – делают». Во многом именно сомнения, а не нехватка знаний или опыта, мешают начинающим авторам сделать то, что вполне им по силам. Лучшим средством от сомнений является четкая структура. План не решит ваших проблем с мотивацией, но в остальном сослужит добрую службу. Формальные требования к таким работам нельзя назвать запредельно сложными, но это требования и потому игнорировать их не стоит. Собственно, как не стоит никогда игнорировать форму, т.к. только благодаря ей можно вообще предъявить и передать какое-то содержание. И не стоит забывать: все с чего-то начинают.

ПАМЯТКА

по написанию квалификационных работ

  1. Название, план
  2. Содержательная часть (объект, предмет, новизна)
  3. Содержательная часть (тезис)
  4. График представления результатов
  5. Оценка
  6. Плагиат и системы цитирования

 

  1. Название, план

Хорошее название, как правило, формулируется как «что-то, где-то в чем-то». Избегайте слов «Проблема» и «Методологический». Подойдут названия «Понятие такое-то у того-то так-то». Помните, что название утверждается на общем собрании студентов после одобрения присутствующих на собрании профессоров.

План работы в обязательном порядке включает:

а) Оглавление,

б) Введение (что написано в работе, содержательный план – должно быть видно почему, зачем, как и для чего одна глава следует за другой),

в) Разбивку по главам,

г) Заключение (содержательно указывается на границы проведенного исследования).

Введение в обязательном порядке структурировано (для квалификационной работы все перечисленные ниже пункты обязательны).

Что должно быть во Введении?

→Каждая глава предваряется краткой аннотацией, где формально указывается что будет делаться, почему, с какой целью и к чему приведет то, что будет делаться.

→Каждая глава завершается кратким заключением, где содержательно рассказывается о проделанной работе, полученных результатах, соотношении результатов и общей цели исследования и необходимости (направление и полнота полученных результатов) следовать дальше (указывается куда и зачем).

Дополнительно про Введение и Заключение см. п. 4 ниже.

 

  1. Содержательная часть (объект, предмет, новизна)

Объект исследования – то, что исследуется.

Предмет исследования – значимая часть объекта, отвечающая целям и задачам исследования. Именно на предмет направлен обзор литературы. Именно предмет отражает новизну исследования.

Цель – цель должна раскрывать содержание Предмета. Цель выступает как направление исследования относительно которого потом будут оцениваться результаты.

Задачи – формально, задачи можно подразделить по следующим направлениям:

а) анализ объекта исследования (с целью выявления слабостей, чего не хватало в ранних исследованиях)

б) анализ предмета исследования (с целью выявления содержания, зачем и почему нужно выделять такой предмет)

в) выдвижение гипотезы

г) приведение эвристик

Гипотеза – как правило, это предлагаемая теоретическая структура в отношении Предмета исследования, которая проверяется в ходе исследования и в конечном итоге отвечает вопросу, поставленному в Цели.

Помните о том, что хорошая гипотеза исследования должна быть  сформулирована строго по К. Гемпелю, т.е. в виде «если .., то …», который связывает теоретические обобщения и эмпирические данные.

Эвристики – они демонстрируют успешность выдвинутой гипотезы. В данном случае, успешность определяется через демонстрацию того, что на основе этой гипотезы решаются задачи, которые были не решаемы ранее. Согласно И. Лакатосу, когда действительно новая гипотеза указывает на предметную ограниченность старой теории и открывает новую область исследования (Эйнштейн воспользовался гипотезой Бора о том, что свет излучается квантами и решил проблему, почему горит лампочка, которая до этого не имела решения). Прочитайте чего-нибудь о модели развития научного знания И. Лакатоса.

Новизна, в первую очередь, связана с предметом исследования. Иногда выделению предмета исследования уделяют особое место – анализ литературы или историография, необходимо показать, что предмет действительно является новым. Иногда, выявлению предмета, помогает выявление проблемного поля исследования, которое очерчивает более широкую область внутри объекта, связанную с применением определенного вида средств анализа проблемы.

Обратите внимание
Сама по себе формулировка собственно проблемы исследования к новизне НЕ относится! Важно четкое обоснование структуры, места и роли поставленной проблемы в общей проблематике. Например, к новизне может относиться применение «старой» методики к «новой области», или налагание таких ограничений на исходную общую проблему, чтобы при определенных условиях (которые также четко прописываются) она имела решение, и т.д.

Новизна в студенческой работе, в первую очередь, относится к проведенной реконструкции проблемного поля (по Р. Коллинзу). Задумайтесь, мы все читаем одни и те же книжки, откуда взяться новизне? Только авторская реконструкция проблемного поля!

Самый простой способ построить свою реконструкцию заключается в том, чтобы выделить несколько (наиболее известных) решений интересующей вас проблемы (например, Бэкон и Кант по проблеме соотношения рационального и эмпирического) и реконструировать основания, которые позволили разным авторам по-разному решить проблему. Затем просто проводите свои аргументы в пользу той или иной позиции, того или иного решения. Получите «авторскую реконструкцию», качество которой будет оцениваться по тому, насколько строго вы воспроизвели точки зрения, основания противоположных точек зрения и свои аргументы «за» или «против». Совсем хорошо, если после такой «реконструкции» вы выдвинете свою «гипотезу», которую как-то обоснуете на других «данных», чем те, на которых вы строили «реконструкцию» (любая научная теория строится на одних данных, но проверяется на других, это важно).

Пример

 

  1. Содержательная часть (тезис)

Тезис – это результат, который можно проверить «эмпирически» (отражает «знание-как», а не «знание-что»), в том смысле, что все ваше исследование должно подтверждать тезис.

Обратите внимание
Недопустимо в качестве результатов исследования предлагать то, что было сделано, например, «раскрыто содержание…, решена проблема…, выделены этапы…».

Помните! Мы работаем в рамках научного сообщества, поэтому новизна и результат должны быть в первую очередь оценены по отношению к альтернативным точкам зрения относительно выбранного лагеря.

Тезис должен быть выражен одним предложением, в котором, в частности, должны быть (желательно все вместе) отражены:

а) общий топик (проблемное поле)

б) частная точка зрения, претензия (claim) и область исследований

в) основания на которых строится аргументация и обосновывается претензия

Тезис (особенно претензия) – это самый тонкий момент исследования. Он должен звучать веско, выглядеть обоснованно и, в то же время, быть именно результатом (а не сообщением о том, что было сделано). Тут есть несколько тонких моментов, поэтому, прежде всего, следует пошарить ссылки внизу. Претензия, в первую очередь, отражает собственную позицию. С одной стороны, это как бы комментарий на собранные данные и проделанное исследование, но с другой – это именно авторская точка зрения (позиция), которая и обосновывается в ходе исследования.

Для того чтобы понять насколько важны основания на которых строится аргументация и обосновывается претензия (в) рекомендуется почитать про модель аргументации С. Тулмина (см. model-argumenta-po-tulminu).

Отдельно про тезис и силу аргумента см. линки и книги в п. 6 ниже

 

  1. График представления результатов

Предполагается, что на каждом из этапов исследования содержание основного тезиса и уровень аргументации изменяются, что, по идее, соответствует проделанной работе и уровню владения материалом:

а) Основной тезис

б) Общий план и основная литература

в) Проект исследования

г) Черновик

д) Собственно работа

Пример

Помните! Смысл работы состоит в обосновании тезиса.

(а) – выше было про Тезис (см. параграф 3).

(б) – выше было про План (см. параграф 1), литература должна укладываться в общее направления исследования, должно быть видно почему и зачем на определенных этапах подключаются определенные книжки.

Особо подчеркивается:

  • что будет сделано?
  • как это будет сделано?
  • как будут проинтерпретированы (поняты в широком контексте) результаты?

Предполагается, что на этапе (б):

  • уже есть четкое понимание проблемы и способа ее анализа (решения)
  • четко сформулирован тезис исследования (рабочий вариант)
  • очерчены вопросы, к которым надо будет обратиться для обоснования тезиса

Так и начинаем со слов: «Работа будет посвящена… Начнем с этого, закончим тем… Чем эта работа вообще ценна…»

(в) — Проект исследования напоминает скелет будущего черновика. Большая часть литературы уже проанализирована, так что не должно быть проблем с тем, чтобы изложить:

  • перечень идей, которые используются (у кого взяты)
  • необходимость сгруппировать идеи в некоторую последовательность (обосновываем тезис)
  • материал разложен по разделам будущего черновика (видна структура текста)

Что нужно отразить в Проекте?

Заключение по форме должно напоминать перевернутое Введение. Если Введение строится как от общего к частному (общая проблема – ограничение проблемы – предмет исследования – тезис) и отталкивается от наличествующего уровня исследований в проблемном поле, то Заключение, наоборот, строится от частного к общему (решение – обоснование его хорошести – выход в новые области) и заканчивается тем, как на самом деле мы продвинули поле.

Обратите внимание
Получив результат, мы еще должны обосновать, что он будет значить для всей темы (поля). Этим замыкается связь Заключения и Введения, которое, в свою очередь, мы начали с актуальности.

  1. Оценка

Оценка работы проводится по следующим пунктам:

а) связка Объект – Предмет – Цель

б) связка Цель – Задачи – Предмет

в) качество реконструкции проблемного поля

г) содержательность и сила гипотезы, полнота и значимость эвристик (если есть)

д) уровень аргументации в контексте общей проблематики (насколько вы поняли Тулмина и насколько тонко прочитали и поняли своих героев)

 

  1. Плагиат, системы цитирования и что почитать

Про плагиат много говорить не буду, и так все понятно (в каждом крупном университете есть отделы плагиата, там все есть). Обязательно рекомендую посетить соответствующие (и не только) разделы на сайтах:

http://owl.english.purdue.edu/owl/

или http://writingcenter.unc.edu/handouts/

В качестве основной системы цитирования рекомендую Чикагскую (в сети есть 16 издание их Manual of Style, очень советую полистать). В НГУ на факультете образцом считаются правила оформления литературы, которые приняты в журнале «Сибирский философский журнал» (бывший «Вестник НГУ. Серия: Философия»)

Обратите внимание
Согласно старой традиции, вся квалификационная работа пишется одним (!) шрифтом, включая сноски.

В качестве книжки с общими методическими указаниями «Как писать работу?» рекомендую вечную книгу Дж.Свэйлса и К.Фик:

Swales, J. & Feak, C. Academic Writing for Graduate Students (любое издание),

а также чуть более сложную:

Booth, W., Colomb, G., Williams, J. The Craft of Research (любое издание).

Фанаты могут поискать в сети соответствующее творчество Diana Hacker из Harvard University (например ее Writer’s Reference или Rules for Writers или еще чего, у нее много), может помочь.

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или кликните сюда, чтобы сообщить нам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.