TTOK7dAdwNIЛабиринт — это иногда магическая защита некоего центра, некоего сокровища, некоего тайного знания. Такой символизм является моделью любого жизненного пути, который через многочисленные испытания ведет человека к его собственному центру, к самому себе. Мне много раз чудилось, что я выхожу из лабиринта. Когда я чувствовал отчаяние, угнетенность, когда я не знал пути, я, конечно, не говорил себе: “Я заблудился в лабиринте”, — но всегда это кончалось чувством, что я вышел из него с победой.

Мирча Элиаде

Фантазия по ту сторону изгороди не оставила равнодушным ни одного зрителя. Кроме интересного сюжета, красивой картинки, приятного саундтрека и лёгкого юмора, мы получили сотню нитей культурного кода, вшитых чуть ли не в каждую реплику и движение героев. Пытливый зритель взял в руки распарыватель и нашёл среди них “Божественную комедию”, “Унесенных призраками”, “Алису в Стране чудес”, “Твин Пикс” и множество других вариантов того, на что похожа, на чём основана и к чему ссылается эта история.

Но что, если не вытаскивать нити из холста, а попробовать посмотреть на картину целиком?

Среди переплетенных историй можно разглядеть историю мальчика по имени Вирт. Эта история выделяется на фоне других: зрителю позволяют рассмотреть её более детально. Вирт учится в старшей школе, увлекается поэзией, искусством и играет на кларнете. Мало того, что у него переходный возраст и такие проблемы как самоидентификация просто не дают проходу, так у него ещё есть сводный младший брат, который всё портит, отчим, влезающий со своими спасительными советами, ну, и вишенка на этом торте — влюблённость в девочку Сару. Вирт не уверен в себе настолько, насколько только может быть не уверен в себе подросток. На все 100%. Что же со всем этим делать? Отпустить и спрыгнуть по другую сторону изгороди, решает Вирт. В Неизведанное

knGsjNXrimQ

Все, кто встречался на пути Вирту говорили только одно: Неизведанного нужно опасаться. И Зверя. Зверь страшен, глаза его велики, ему нельзя верить, всё, что он говорит — ложь, он только заманивает тебя в ловушку. А странствия Вирта по лесу, чуть ли не полностью состоящему из людей, которых Зверь превратил в деревья, напоминают блуждание в лабиринте.

У архетипа лабиринта множество трактовок, но все их можно объединить тем, что лабиринт — это то, в чём легко заблудится, то есть чувствовать отчаяние, угнетённость и не знать пути. Реально или метафорично, а иногда и всё вместе. На протяжении всей человеческой истории лабиринты сооружались по разным причинам, но очень часто встречались такие, прохождение по которым считалось платой за то, что находилось в центре лабиринта. Заходя в лабиринт, странник был одержим страхом: неизвестно, что встретится внутри, неизвестно насколько ценно то, что в центре, неизвестно, удастся ли выйти. Абсолютное Неизведанное. А иногда страх полностью поглощал странника, и тот навечно оставался в лабиринте, будучи уже частью его стен.

Но я, кто смог найти
Свой путь сквозь лабиринт,
Не буду запутан
Блуждающими огнями.
Я держу нить,
Что ведет меня к центру
                                    Лао-Цзы

Вирт оказывается в лабиринте, в центре которого сокровище — дорога домой, а выход из лабиринта — Аделаида. Но когда это оказывается не так, отчаяние и страх овладевают им ещё сильнее, чем  прежде. Вирт уже готов сдаться Зверю и стать частью лабиринта (леса).

Но что-то пошло не так.

Старая народная мудрость — брать в дорогу друга — сработала и на этот раз. Вместе с Виртом в лабиринте блуждал и его брат Грег. Он видел, что Вирт, поглощаемый страхом больше не способен вести их сквозь лабиринт, но и Грег был не готов взять на себя роль лидера. Сдавшись Зверю, он освободил Вирта от страха, чтобы тот мог продолжить путь и привести их к сокровищу.

Встреча Вирта со Зверем и её итог — это выход из лабиринта. Вирт не победил Зверя, который олицетворял страх лабиринта, он разгадал его природу. Но процесс прохождения по лабиринту помог Вирту победить страх внутри себя — это и было сокровищем в центре.

Тем самым, проходя лабиринт в лесу, Вирт проходил лабиринт внутри себя.

YSNC337qlM8У “По ту сторону изгороди” нет единой концовки; то, что нам показали неоднозначно: нам остаётся только догадываться на самом ли деле выжили Вирт и Грег или нет.

С уверенностью можно сказать только одно: история, рассказанная нам лягушкой, да и сама лягушка, только лишь прекрасная фантазия, которая могла и вовсе никогда не случаться.

Или нет?

 

If dreams can’t come true, then why not pretend?*

*строчка из песни «Into the Unknown»,
заглавной темы мультсерила
«По ту сторону изгороди»

Если Вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или кликните сюда, чтобы сообщить нам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.